Пишет Кирилл Размыслович kiri2ll:

Эта статья была опубликована в номере журнала «Мир фантастики» за июнь 2017 года (№166)

Ровно 30 лет тому назад, 12 июня 1987 года на экраны американских кинотеатров вышел «Хищник». Конечно, творение Джона Мактирнана не претендовало на Оскары и не пыталось поразить нас своими драматическими перипетиями или глубокой проработкой персонажей. Но оно осталось в памяти киноманов как эталон чистого боевика, где нет ни капли лишнего, как фильм, который можно показывать потомкам и гордо говорить: «Умели же раньше снимать!». Так что сейчас самое подходящее время вспомнить, как создавалось культовое кино про инопланетного любителя сафари, имевшего

Рождение Охотника

Как и положено культовому фильму, «Хищник» начался с одной простой идеи. Настолько простой, что, услышав ее, остальные сценаристы могли лишь схватиться за голову и задаться вопросом, почему они сами до нее не додумались. Идея возникла у братьев Джима и Джона Томаса — начинающих авторов, мечтавших покорить Голливуд. В своем дебютном сценарии братья собирались рассказать об инопланетном сообществе охотников, которые устраивают сафари в разных мирах. Но быстро поняли, что это не сработает: с чего бы зрителям сопереживать таким героям? Тогда братья упростили сюжет: в поисках острых ощущений инопланетянин прилетает на Землю, чтобы поохотиться за самым опасным видом на нашей планете — человеком. Из этой идеи вырос сценарий под названием «Охотник» (Hunter).

(без названия)

Работа братьев Томасов имела много общего с итоговым фильмом, но детали заметно отличались. Начнем, пожалуй, с самого Охотника. Согласно первоначальному сценарию, по комплекции и физической силе он был ближе к человеку, чем в фильме. Вместо технологии невидимости пришелец использовал камуфляж, который работал по принципу хамелеона и позволял ему сливаться с окружающими предметами. В густых джунглях Охотник чувствовал себя как рыба в воде, но был уязвим на открытом пространстве. Диалог в фильме, где Анна сравнивает призрачную фигуру с хамелеоном, — остаток этой идеи.

Ранний дизайн Охотника

 

В качестве оружия Охотник использовал метательные снаряды — нечто среднее между дротиком и бумерангом. В его жилах текла оранжевая кровь. Когда Охотник лишался маски, выяснялось, что у пришельца бледно-розовые глаза, лицо, напоминающее человеческое, и прозрачная кожа, сквозь которую видно кровеносную систему.

(без названия)

Главного героя в начальном сценарии звали лейтенант Алан Мэзени. Его отряд насчитывал девять человек, двое из которых погибали при штурме повстанческого лагеря. В фильме число героев уменьшили до семи — авторы видимо решили, что нецелесообразно держать в сюжете двух статистов без единой реплики. К тому же меньшая численность и отсутствие потерь подчеркивали крутизну отряда. И тем сильнее шокировала его дальнейшая беспомощность при встрече с Охотником.

Основные отличия между сценарием и фильмом начинались во второй половине. После гибели большинства своих людей Мэзени решал дать Охотнику бой. Он, Анна и раненный Рамирес (Пончо) располагались на прогалине, оставшейся после удара молнии, надеясь выманить Охотника на открытое пространство. Индеец Мигель (в фильме его зовут Билли) отправлялся к вертолету за подмогой.

После почти суток ожидания Охотник, наконец, приходил за героями. Он убивал Рамиреса и Анну (в сценарии она успевала поднять оружие), Мэзени удавалось спастись. Придумав, как с помощью грязи сделать себя невидимым, лейтенант выслеживал пришельца и устраивал ему засаду. Герою удавалось ранить Охотника отравленной стрелой. Мэзени следовал за пришельцем по кровавому следу до его логова, где хранились собранные им трофеи — кожа, снятая с убитых коммандос и Анны.

В схватке герой смог обезоружить пришельца. Поняв, что проиграл, Охотник уходил на свой корабль, собираясь бежать с нашей планеты. Но Мэзени использовал оружие пришельца против него самого и взрывал звездолет. В финале героя подбирал вертолет с Мигелем — последним уцелевшим бойцом отряда.

Сбор бойцов

Написав сценарий, братья Томас столкнулись с серьезной проблемой: они не могли никому его показать. По голливудским меркам они были никем. Просто два неизвестных автора без связей и даже без своего агента. Ни один продюсер не стал бы тратить на них ни минуты, не говоря уж о том, чтобы читать сценарий.

Братья нашли оригинальный выход. Они пробрались в офис студии 20th Century Fox и буквально подсунули свою рукопись под дверь одному из руководителей студии. Томасам повезло: их работу прочитали и показали продюсеру Джону Дэвису. Тот оценил потенциал сценария и вовлек в дело Лоуренса Гордона и Джоэла Сильвера. А Сильвер, только что спродюсировавший «Коммандос», переслал сценарий Арнольду Шварценеггеру. Прочитав рукопись, Арни согласился сыграть главную роль.

(без названия)

Шварценеггер и Сильвер на съемках

Что касается режиссера, Сильвер выдвинул кандидатуру мало кому известного Джона Мактирнана. В свое время ему предлагали снять «Коммандос», но он отказался в пользу фильма «Бродяги», который и стал его дебютом в кино. Картина провалилась в прокате, однако Сильвер считал, что Мактирнан еще оправдает возложенные ожидания. Правда, на всякий случай продюсеры подстраховались, решив, что в актерскую группу фильма стоит включить своего человека.

(без названия)
Джон Мактирнан с Шваценеггером и Карлом Уэзерсом

Засланным казачком стал Шейн Блэк, сценарист «Смертельного оружия». Блэк хотел попробовать себя в качестве актера и попросил Сильвера дать ему небольшую роль. Сильвер решил убить одним выстрелом двух зайцев: помочь Блэку и заполучить на съемочную площадку «сценарного доктора», который при необходимости мог бы экстренно исправить сценарий. Причем практически бесплатно — ведь актерский гонорар Блэка не шел ни в какое сравнение с деньгами, что ему платили за сценарии.  В итоге он сыграл Хокинса, ставшего первой жертвой инопланетянина. Правда, по словам Блэка, его услуги как сценариста не пригодились. Он лишь переделал некоторые фразы своего персонажа и придумал шутку про «эхо».


Шейн Блэк

На роли остальных героев набрали физически подготовленных актеров, которые смотрелись бы в кадре так же солидно, как Арнольд. В те годы в Голливуде ходила шутка, что единственный, с кем еще не дрался Рокки Бальбоа, это пришелец. Возможно, именно поэтому продюсеры единогласно выбрали Карла Уэзерса, известного по роли Аполло Крида в «Рокки», на роль ЦРУ-шника Диллона.

Индейца Билли сыграл Сони Лэндэм. Правда, роль ему дали при условии, что на площадке он будет находиться под постоянным присмотром телохранителя. Охранять требовалось не его, а других актеров — Лэндэм был известен своим буйным нравом. Роль Мака получил Билл Дьюк, уже работавший с Шварценеггером и Сильвером в «Коммандос».


Ричард Чавес и Сони Лэндем

Нашлось место и двум бывшим военным. Сыгравший Блэйна рестлер Джесси Вентура в молодости служил в спецотряде американского флота. А исполнитель роли Пончо Ричард Чавес был настоящим ветераном Вьетнама.

«Хищник» сейчас известен как кино где снимались будущие губернаторы. В 1999 году Джесси Вентура стал губернатором Миннесоты, в 2003 году Шварценеггер возглавил Калифорнию. Вдохновленный успехом коллег, Сони Лэндэм тоже решил побороться за пост губернатора Кентукки, но не прошел праймериз.

Добро пожаловать в джунгли

Съемки картины стартовали в Мексике весной 1986 года и проходили в весьма непростой обстановке. Пока герои на экране сражались с пришельцем, съемочной группе приходилось бороться с вполне обыденными земными тварями — змеями, пиявками и вездесущими насекомыми. Климат тоже не облегчал задачу: изнуряющая дневная жара резко сменялась ночными заморозками. Для обогрева актеров использовали специальные лампы. Арни же, чтобы не замерзнуть, пил «охотничий чай» — смесь чая, меда, красного вина и шнапса.

(без названия)

Опасаясь подхватить заразу, Мактирнан не употреблял местную пищу и воду, питаясь только привезенными продуктами. В результате этой диеты к концу съемок он похудел на 10 килограммов. Его коллеги были менее осторожны и поплатились за это. Когда в отеле сломалась система очистки воды, большинство актеров слегло с расстройствами желудка. Не избежал этой участи и Арни — его чуть не госпитализировали.

Подобно своим брутальным героям, актеры мужественно терпели невзгоды и даже соревновались в этом. Главным заводилой был Шварценеггер, который каждое утро устраивал изнурительные тренировки. К нему присоединялись и другие актеры — ведь никто не хотел показаться слабым на фоне остальных. Находили они время и для розыгрышей. Например, костюмер как-то сказал Джесси Вентуре, что объем его бицепса больше, чем у Шварценеггера. Вентура обрадовался и предложил Арни на спор сравнить бицепсы. Победитель получал бутылку шампанского. К удивлению Вентуры, пари выиграл Шварценеггер. Оказалось, он сам подговорил костюмеров обмануть коллегу.
Но пускай Вентура и не дотянул до мистера Олимпии, именно ему выпала честь первым пострелять из самого крутого оружия в фильме — минигана. Этой пушки, к слову, не было в начальном сценарии. Чтобы снять сцену стрельбы из пулемета технарям пришлось попотеть. Поскольку привод минигана работал от аккумулятора, через штанину Вентуры пропустили кабели питания. А чтобы актера не опрокинуло отдачей, при съемках сцен стрельбы использовалась специальная подпорка. Скорострельность оружия пришлось понизить в пять раз — с 6000 до 1250 выстрелов в минуту. Иначе вращение стволов было бы просто не видно на пленке.
(без названия)
У режиссера и продюсеров порой возникали творческие разногласия. Мактирнан тяготел к субъективной манере съемки экшен-сцен с использованием движущейся камеры и энергичным монтажом. Из-за этого у него вечно возникали проблемы с операторами-американцами, не понимавшими, чего он хочет. Поэтому Мактирнан предпочитал работать с более прогрессивными в этом плане австралийцами.
(без названия)
Продюсеры же склонялись к традиционному для тех лет стилю со статичной камерой и полным показом боевых эпизодов. Поэтому одну из самых сложных и дорогих сцен — штурм повстанческого лагеря — снял не Мактирнан, а режиссер вспомогательной группы Крейг Бэксли.

 

Ван Дамм против обезьяны

 

Главной проблемой для создателей стал дизайн Охотника. Успех всей картины зависел от того, насколько пугающим выйдет монстр. Но студия весьма некстати решила сэкономить и поручила создание пришельца компании, затребовавшей намного меньшую сумму, чем конкуренты — в том числе оскароносная мастерская Стэна Уинстона, работавшая над «Чужими» и «Терминатором». Как известно, скупой платит дважды. Когда на съемочную площадку впервые доставили Охотника, у Мактирнана вырвалось: «О черт! Похоже, у нас проблемы».
В первоначальном дизайне пришелец напоминал отпрыска богомола и Анубиса. Четырехпалое ящероподобное создание имело ноги рептилии, длинные руки и вытянутую шею, увенчанную небольшой головой с огромными желтыми глазами. Начальный дизайн Охотника кстати хотели использовать в фильме «Хищники» для ошибочно убитого героями пришельца, но позже отказались от этой идеи.

Нарезка съемочных фотографий с первоначальным дизайном Охотника

 

Трудности возникли и с исполнителем роли Охотника. На первый взгляд, в чем тут проблема? Ведь практически кто угодно может напялить на себя костюм монстра, разве нет? Но это глубоко ошибочное мнение. От исполнителя этой роли требовались выносливость, физическая подготовка, отличная координация движений, и, как ни странно, умение играть. Находясь в крайне неудобном, жарком костюме и шлеме, через который почти ничего не видно, актер должен был реагировать на действия других персонажей и двигаться так, чтобы зрители увидели именно смертельно опасного монстра, а не человека в неуклюжем резиновом комбинезоне.

Первым исполнителем роли Охотника стал Жан-Клод Ван Дамм. Продюсеры надеялись, что благодаря своим навыкам Брюссельский мускул сможет сыграть проворного и ловкого Охотника, убивающего коммандос в стиле ниндзя. Но они очень быстро пожалели о своем решении. Когда Ван Дамм появился на съемочной площадке, стало ясно, что из-за разницы в росте он будет смотреться карликом на фоне Шварценеггера и остальных громил.
Да и сам бельгиец очень быстро разочаровался в проекте. По воспоминаниям очевидцев, он на полном серьезе полагал, что будет главной звездой фильма, и требовал, чтобы его имя в титрах шло рядом с именем Шварценеггера. Увидев красный костюм Охотника (его использовали для сцен с невидимостью), Ван Дамм вышел из себя, решив, что именно таким он и предстанет перед зрителями в кинотеатрах. Когда ему объяснили, что большую часть фильма Охотник вообще-то будет невидимым, актер разозлился еще больше. Бельгиец наивно считал, что фильм даст ему возможность поразить весь мир своим знанием карате, в то в то время как от него требовалась работа в качестве каскадера.

На переднем плане у нас Джон Мактирнан, а на заднем Ван Дамм, чье изображение «замылили»

 

В итоге за пару дней Ван Дамм полностью разругался с режиссером и продюсерами, травмировал одного из членов съемочной группы и был от греха подальше уволен. В фильм все же вошла одна сцена, которую успели снять с Ван Даммом, — эпизод, где Мак видит Хищника в режиме невидимости у трупа Блэйна. После этого кому-то из продюсеров пришла в голову светлая мысль надеть красный костюм на… обезьяну. Мартышка должна была скакать по деревьям, и после добавления эффекта невидимости эти кадры можно было бы использовать в фильме.
Разумеется, ничего не вышло. Обезьяна отказывалась делать то, чего от нее хотели, и пыталась содрать с себя неудобный костюм. С большими сложностями Мактирнан отснял несколько сцен с пришельцем, но всем было очевидно, что дизайн Охотника не работал. В итоге съемки финального поединка Датча и инопланетянина отложили на потом. У создателей возникла проблема, которая могла поставить крест на всем проекте, — они вышли за рамки бюджета.

 

Стэн Уинстон спешит на помощь

 

К тому моменту фильм был отснят примерно на две трети. Собрав весь имевшийся материал, Мактирнан и продюсеры отправились на студию выбивать деньги на завершение картины. Их миссия увенчалась успехом.
(без названия)
Вынужденный простой сыграл позитивную роль в создании фильма. За время вынужденной паузы третий акт картины переработали, выбросив из сценария сцены с лагерем Охотника и уничтожением его звездолета. Их заменили на более простой эпизод, где пришелец признавал Датча достойным соперником и решал драться с ним без оружия, а также финал с системой самоликвидации. Сэкономленные за счет этого средства пошли на исправление дизайна Охотника.
Дизайн одного из инопланетых трофеев Охотника, которые Датч должен был найти на его корабле. Позже эта идея нашла свое применение в сиквеле
В этот раз создатели решили не жадничать и по совету Шварценеггера обратились к Стэну Уинстону. Тот радикально перекроил монстра. По словам Уинстона, облик пришельца был вдохновлен изображением воина-растафарианца, которое он увидел в офисе Джоэля Сильвера. Также он основательно переработал экипировку и вооружение Охотника. Вместо дротиков тот получил эффектную плазменную пушку со знаменитым трехточечным прицелом.

 

А нижняя челюсть инопланетянина появилась благодаря Джеймсу Кэмерону. Уинстон и Кэмерон летели на премьеру «Чужих» в Японию, и Стэн по пути рисовал наброски пришельца. Взглянув на них, Кэмерон заметил, что всегда хотел увидеть в кино существо с мандибулами — жвалами как у насекомых. Уинстон решил, что это неплохая идея, и добавил ее в дизайн. Переработав образ пришельца, создатели также изменили название картины, чтобы избежать путаницы с одноименным сериалом. Так Охотник стал Хищником.

Вскоре был найден и новый исполнитель роли — Кевин Питер Холл, рост которого составлял внушительные 220 сантиметров.

Актера, кстати, можно увидеть в фильме и в человеческом образе: он также сыграл пилота вертолета, подобравшего в финале Датча. Позже Холл вернулся к роли инопланетного охотника в сиквеле картины. К сожалению, он скончался вскоре после ее премьеры.
В качестве своеобразной награды за свои труды Уинстон получил… жаб. В один прекрасный день, поднявшись в свой гостиничный номер, он обнаружил, что по всей душевой скачут огромные земноводные. Уинстон сразу решил, что это дел рук Шварценеггера, известного своими розыгрышами, и решил не оставлять это без ответа. Он достал ключи от номера Арни, собрал всех жаб и подбросил их на кровать в спальне актера.
(без названия)
Стэн и его команда

 

Кстати, в тот же самый день к Шварценеггеру приехала Мария Шрайвер, с которой он поженился как раз на съемках «Хищника». История умалчивает, как молодожены отреагировали на незваных гостей. На следующий день ни Уинстон, ни Шварценеггер ни словом не обмолвились по поводу жаб. Лишь десятилетие спустя Уинстон узнал, что Арни был тут ни при чем. Розыгрыш устроили работники его собственной мастерской.

 

Сезон охоты открыт

 

Премьера «Хищника» состоялась 12 июня 1987 года. Зрители хорошо приняли фильм: он собрал в мировом прокате около 100 миллионов долларов при 15-миллионном бюджете. Критики были куда менее благосклонны. Многие ругали фильм за незатейливый сюжет и пропаганду насилия. Как это обычно и бывает с культовыми лентами, позже отношение к фильму изменилось. С годами многие критики стали включать картину Мактирнана в списки лучших в своем жанре. Ну а среди ценителей фантастических боевиков она уже давно считается классикой.

Можно долго перечислять причины народной любви к картине. Тут и филигранная режиссура Мактирнана, который создал идеальный сплав экшена и саспенса, и набор колоритных персонажей, и инновационный дизайн Хищника, и прекрасный саундтрек Алана Сильвестри, и многое другое. Стоит упомянуть и лежащую в основе сценария формулу «охотник становится жертвой». Может, она и не отличалась новизной, но отлично сработала.

(без названия)

Как и в случае с многими другими классическими боевиками 1980-х, на «Хищника» оказали огромное влияние попытки американского общества осмыслить последствия вьетнамской войны. Группа отлично подготовленных солдат сталкивается в джунглях с невидимым противником и, несмотря на огромную огневую мощь, ничего не может ему противопоставить. Единственный шанс выжить — изменить сами правила игры. Благодаря всему этому «Хищник» сейчас воспринимается как один из определяющих фильмов десятилетия, без которого невозможно представить себе жанр.

Ну а в завершение можно процитировать Джона Мактирнана. Он любил повторять, что по-настоящему великие монстры появляются на экране где-то раз в поколение. Авторам «Хищника», без сомнения, удалось создать такого монстра. Благодаря им мы знаем, что в тех деревьях определенно что-то есть.

 

Понравился пост? Поделитесь с друзьями:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Оставить комментарий
Войти с помощью: 
Уведомлять
avatar
wpDiscuz